«Это коррупция и грабёж!»: ростовчане жалуются на новые правила сдачи экзаменов на права
С 1 апреля 2024 года изменились условия сдачи экзамена на получение водительских прав. В ГАИ считают, что это позволит автолюбителям пройти более основательную подготовку. Однако далеко не всем новые правила пришлись по душе. «Панорама» решила разобраться в тонкостях нововведений.
Согласно новым правилам, получить водительские права категории «В» и «С» гражданин может уже в 17 лет, однако реально сесть за руль подростку позволят лишь по достижению совершеннолетия. Изменилась и система оценки экзаменующихся. Если раньше кандидат в водители прежде чем провалить экзамен, мог допустить ошибки на четыре балла, то теперь – на шесть. Внесены некоторые коррективы и в содержание экзамена. Например, отменен маневр «начало движения на спуске», а если во время сдачи нет возможности сделать опережение, то это задание становится необязательным.
Кроме того, во время проверки практических навыков будущих водителей снова рядом с учеником может сидеть его инструктор. Если человека лишили водительских прав, сдать на другую категорию будет невозможно, пока не истечет срок административного наказания.
Но самое главное выросло время ожидания пересдачи, когда уже исчерпаны три законные попытки. До принятия новых правил, кандидат мог пересдать теорию через 7-30 дней, а вождение – через 7-60. Сейчас ждать очередной попытки придется, как минимум полгода, а то и девять месяцев. Это относится и ко всем последующим пересдачам.
Начальник отдела пропаганды областного управления Госавтоинспекции Александр Мухин считает, что такая мера направлена на повышение качества подготовки будущих водителей в автошколах.
– Как представители от автошкол, так и сами кандидаты в водители будут более ответственно подходить к процессу обучения, а не формально. После истечения срока действия теоретического экзамена, а именно, через 6 месяцев, он пересдаётся повторно и только после этого будет возможность продолжить сдачу практического экзамена, – рассказал Мухин.
Опрошенные «Панорамой» инструкторы по вождению сошлись во мнении, что новые условия сдачи экзамена приведут к сокращению очередей в МРЭО. Учреждение в городе всего одно и в него приходят воспитанники всех автошкол. А теперь, если человек не сдал в третий раз, он появится только через полгода. Соответственно остальным смогут уделить больше внимания. С другой стороны увеличение сроков ожидания пересдачи может стать и дополнительным стрессом.
– На результат экзамена может повлиять внутренний настрой – это больше всего гложет ученика. Теперь, если он с трех раз не сдал, ждать целых полгода и вот он сидит и думает: что же делать? То есть сам себя накручивает и от этого больше теряется. А кто-то, наоборот, лучше концентрируется, чтобы сдать пораньше, – считает инструктор.
В целом, по его мнению, новые правила скорее облегчат жизнь экзаменаторам, чем будущим водителям. Ученикам разве что платить за дополнительные занятия придется больше. Похожая ситуация уже происходила. Ещё в 2021 году, когда отменили площадку, а сдачу упражнений перенесли в город, в МВД Москвы также говорили, что меры введены для лучшей подготовки кандидатов. Ведь в городе выполнять упражнения сложнее, а значит ребят должны лучше обучать в автошколах.
Но на практике оказалось, что в некоторых случаях все произошло ровно наоборот. Подготовка стала хуже, некоторые автошколы стали давать меньше часов. И людям просто стало не хватать времени, чтобы получить качественные навыки.
– По факту наблюдаем, что подготовка стала чуть хуже и проблематичнее для ученика. Раньше на площадке постоянными повторениями доводили выполнение упражнений до автоматизма, а сейчас ученик должен делать всё и сразу, что влияет на качество подготовки. Вот такая обидная вещь, – объяснил инструктор.
Недовольны нововведениями некоторые ученики автошкол. Больше всего нареканий вызывает то, что новый регламент несправедлив по отношению к тем, кто сдавал экзамены раньше, так как учитываются попытки даже 5-7 летней давности, когда было меньше штрафных баллов и больше обязательных упражнений для выполнения.
– Раньше можно было пытаться каждый месяц приехать сдать. А теперь надо полгода кормить инструкторов по вождению. А потом приехать и снова тебя завалят! Это коррупция и грабёж! В чём простота сдать? Что теперь не 5, а 7 штрафных балов? Так инспектор тебе их насчитает за пару минут. Теперь чтобы сдать экзамен нужно быть профессиональным водителем, – считает Юрий.
– Если идея нового регламента заключается в том, чтобы кандидат в водители подготовился лучше и пришел на следующий экзамен подготовленным, то месяца для этого было достаточно. Официальная программа обучения водителя, утвержденная министерством образования, рассчитана в среднем на два месяца. А сейчас получается пять месяцев кандидат в водители будет просто находиться в бессмысленном режиме ожидания и последний месяц будет активно практиковаться для следующей попытки сдачи экзамена, – говорит другой кандидат в водители, представившийся Андреем.
Если вспомнить о статистике, то на конец 2023 года по данным из годовой отчетности ГИБДД, 1, 37 млн россиян получили водительские удостоверения. Из них 1,06 млн стали водителями категории «B». В прошлом году права выдали 1, 35 млн человек. Как изменятся цифры после введения новых правил, мы узнаем уже совсем скоро.
Отмечается, что уменьшилось общее количество проведенных экзаменов в ГИБДД с 7,06 млн до 6,93 млн. При этом теоретический экзамен с первого раза смогли сдать 36% кандидатов в водители, а вот практический лишь 12%.
Источник фото: РАДК