Фото: Илья Данчев для проекта "День рождения Героя", кадр 1rnd
Иллюзионист Илья Данчев может вернуть в детство даже генерал-майора полиции. Но его собственное детство больше похоже на сценарий драмы о преодолении. В семь лет Илью сбил местный бандит, мальчик пережил паралич, он учился ходить и до сих пор сталкивается с последствиями страшнейших травм.
В рамках проекта «День рождения Героя» фокусник Илья поделился с 1rnd своей историей, оценив, что отобрала у него авария, а что дала. И как череда событий привела его к исполнению давней мечты.
Расскажи свою историю вот до этого момента.
Моя история началась в 7 лет. Играл с другом, перебегал дорогу, меня сбила машина.
Мы взяли по пластиковой бутылке и барабан от револьвера. Решили поиграть в бейсбол. Я на одной стороне дороги, он на другой. Барабан упал посередине. я посмотрел, никого не было. Я побежал… Что было дальше, знаю только по рассказам.
Я пролетел расстояние 25 метров. Меня соседка повезла в больницу, этого категорически нельзя было делать. Мне порвали артерии, была гангрена, благо всё спасли. Мне сломало обе ноги, я год лежал парализованный, прикованный к кровати, заново учился сидеть, стоять, делать шаги. Были ходунки, костыли, потом палочка.
Было 6 операций, ноги разбирали-собирали. Второй класс на домашнем обучении. Вернулся в школу упитанный, упало зрение, надел очки. Буллинг прошёл в школе, издевались, к 7 классу всё нормализовалось. Начал заниматься восточными единоборствами, дал люлей паре пацанов, зауважали.
Ушёл после 9 класса в колледж, оттуда отчислили за поведение, вернулся в школу. И тогда меня знали все с 1 по 11 класса моей школы и все старшие классы всего района.
Почему?
Я занимался танцами… Когда была уже палочка, я увидел рекламу «Самсунга», где слайдеры появлялись. И там люди делали так (показывает элемент брейк-данса). И я сказал, что я тоже так хочу. Я сказал маме, она сказала — найдешь — иди, всё оплачу.
Северный район, «Шайба», «Импульс», там была школа брейк-данса.
Я пришёл с палочкой, на меня тренер посмотрел и сказал — что ты будешь делать? Но за три месяца я поднаучился, на первых соревнованиях занял второе место. На сцене отдал палочку сестре и больше никогда её не брал.
К 12 годам у меня было 14 тренировок по танцам в неделю в разных коллективах. Я работал у станка, я занимался беллиденсом, хип-хопом, даже на пилоне пытался крутиться. К 14 годам стал двукратным вице-чемпионом по брейк-дансу.
Ты сказал, что тебе сейчас нельзя подниматься, падать. Почему?
Танцы меня реабилитировали, а потом забрали здоровье назад.
После травмы у меня укорочение правой ноги на 2,5 сантиметра. У меня начали стачиваться шейные позвонки, в какой-то момент меня парализовало. прооперировали, вставили титан в шею, потом снова прооперировали. И с тех пор если я поднимаю что-то тяжелее 3-4 килограммов, у меня появляются звездочки в глазах, перепрыгиваю лужу — тоже. Прыгать, скакать, падать — тоже табу.
А как ты попал в мир фокусов? Или это было логичным продолжением танцев?
Моя жизнь ведет меня в потоке. Мой худрук затащила нас как аниматоров на «Смешарики», это где-то было с 2008 по 2010 год. И там я познакомился с клоуном Лехой, Олег Штейнберг, это живая легенда. Чудесный волшебник, клоун. Он меня начал вдохновлять на клоунаду и я выучил первый фокус — с карандашом. С этим фокусом я поехал на Селигер.
У меня есть одна плохая привычка, я курю. Там курить можно было только возле костра, а костёр был только в каждой двадцатке, это лагерь определённых людей. И люди, чтобы кто-то покурил возле их костра, требовали сигареты. А это был дефицит. И я вместо того, чтобы отдавать сигареты, начал с помощью фокуса прятать их. Это увидела одна девушка и спросила, не хочу ли я приехать в Москву.
И вот тут началась моя жизнь волшебника. Я переехал в Москву, устроился в ТЦ «Вегас», это нереальный парк развлечений, я поработал там.
В новогодний период к нам присоединились артисты цирка на Цветном бульваре, я им очень понравился. Они меня научили не ловкости рук, а как из говна сделать конфету. Как всё преподносить.
Потом я вернулся в Ростов и пошёл работать в «Кидбург», я год отработал там и сделал фурор. После «Кидбурга» я ушёл в свободное плавание, мне не нужна была уже никакая реклама, была сарафанка, и по сей день она работает.
Если взломать контакт со зрителем на уровне фокусов, как бы ты его объяснил? Почему для тебя это важно?
Благодаря фокусам я могу манипулировать людьми, управлять их вниманием.
Только это — или есть ещё какая-то сверхзадача?
Тут не надо усложнять, фокусы нужны, для того, чтобы человек улыбнулся, порадовался, удивился. Я могу отправить человека в детство и он испытает ту детскую радость, которую не испытывал уже десятки лет.
Смысл моей работы — подарить счастье, детство, и перенести взрослого туда, где он радуется и не понимает, что происходит.
Программу, которую показывают 4-летним детям, я показывал на 100-летие МВД Ростовской области. 60 человек в погонах, от полковника до генера-майора, сидели как котятки. Они понимали, что их обманывают, но как — они не знали.
И вот эти чувства каменных мужиков — это самое лучшее, наверное, что можно было получить.
Были ещё какие-то герои, которые привели тебя в мир фокусов?
Льюис Кэрролл, наверное. Он тот, кто подходит мне по темпераменту. Вот туда бы меня отправить, в «Алису в стране чудес».
Ты из этой кроличьей норы ощущаешь себя?
Когда я на сцене, я ощущаю себя волшебником. Он добрый, но и противный. Я прихожу как лепрекон и первая моя мысль, что дети хотят заполучить мой горшочек с золотом. И я сразу же с ними не дружу. Но потом во время игры я понимаю, что дети знать не знают о моём горшочке с золотом, они изначально добры ко мне. А я этого не знал! И потихоньку создавался образ вот такого лепрекона Оскара.
Вернёмся в здесь и сейчас. Насколько важна для тебя мечта участвовать в своём проекте?
Мы открыли то, к чему я шел много лет. Инклюзивный театр, где дети с ОВЗ могут себя почувствовать наравне с нормотипичными.
Это то место, ради которого я живу и стараюсь.
Нормотипичный — это что?
Это существующий термин. Чтобы не делить детей на здоровых и нездоровых, мы пришли ко мнению, что будем называть обычных детей нормотипичными. Мы разделили их, но более мягким словом.
Как ты вообще столкнулся с ребятами с ОВЗ?
После второй операции на позвоночнике я понял, что устал выступать. Начал думать, что делать ещё. Я вспомнил, что танцы меня когда-то реабилитировали. Я написал пост в ВК, и одна из мам предложила мне позаниматься с его ребёнком. Мы год занимались, он показал достаточно хорошие результаты. Потом мне написали из «Надежды». Я начал заниматься, за 2 года у меня появилось 120 учеников с ОВЗ. Это просто на фане — за месяц я получают с шести организаций меньше, чем за одни выходные фокусником.
Что ты хочешь дать им?
Я хочу, чтобы мои дети могли выйти на центр любой площади и начать показывать свое мастерство и этим заработать деньги. Родители не вечны, я не хочу, чтобы эти дети сидели на почте и клеили марки, делали свечки восковые. Я хочу чтобы они двигались, видели мир, общались, чтобы с ними хотели общаться.
То есть, твоя сверхзадача — сделать цирк, где будут работать такие люди?
Я хочу, чтобы мои ребята вышли на улицу и толпой час, два три зажигали публику — не на сцене, а в полном контакте с людьми. Я на своей площадке дам трудоустройство, стабильное. Они смогут гордиться собой и получать овации зрительного зала.
Наша история называется «День рождения Героя». Мы узнаём у каждого из наших героев, которые меняют мир своими поступками, кто такой герой. Вот как ты понимаешь, кого бы ты мог назвать героем?
В моей жизни самый главный герой — моя мама. Что она насмотрелась со мной – ДТП, 13 операций, школа с кучей троек, три вуза — она смогла меня вырастить, пережить все беды и невзгоды. Мама, я люблю тебя!
В какой момент человек становится героем, как ты считаешь?
Герой в моём понимании — это человек, который способен взять ответственность за другого и сделать лучше не себе, а ему.
Я не могу сказать, что тот человек, который пошел и бросил мелочь в стаканчик — герой. Нет, он помог выпить другому. А вот если человек споткнулся упал на улице, а ты подбежал, собрал упавшие вещи, уступил место беременной женщине — сам, когда никто не просил — ты герой. Ты подумал о другом человеке, как ему сделать лучше. Бескорыстно, просто взял и сделал.
Ты хотел бы встретиться с теми водителям, который тебя сбил?
Да, есть такой гештальт. Я не держу зла, это, наверное, была случайность, в ней виноваты все. Он действительно помог, вложил душу, сердце, но в один момент исчез. А сейчас, когда я взрослый, я хочу его увидеть.
Я знаю его имя… Про Кирпича слышал что-нибудь? Батайский авторитет? Вот в тот день его караван ехал на стрелку, и тут я выбежал на дорогу. Меня сбил один из его бандитов, они ехали на разборки. Так что, возможно, кого-то я спас, отвёл от беды.
Я ни разу не жалел о ДТП, я понимал, что это какой-то знак свыше. И когда о моей жизни что-то философское заходит, я всегда говорю, что у меня нет только здоровья, всем остальным меня Бог наградил, всё дал. Никогда не жаловался, что нет денег — они просто как с неба падают, никогда не было проблем в любви — любил всегда, сердце всегда горит.
Вот у меня забрали маленькую часть — но всё остальное дали. Как будто сказали — на, наслаждайся. Кайфуй.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.